ГИПНЭРОТОМАХИЯ В КРАСКАХ
Мастер-класс Анны Акиловой
по ренессансной фреске

Одиннадцатая встреча семинара
«Золотая буква. Искусство книги», прошедшая 27 ноября 2025
в книжной лавке РГГУ «У Кентавра» в формате мастер-класса

Мистический роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» (Венеция, 1499) украшен множеством чёрно-белых гравюр. Некоторые экземпляры были раскрашены книголюбами, привыкшими к цветным миниатюрам. В преддверии выхода в свет русского перевода этого загадочного текста мы оживили один из образов конца XV века.

Художник-реставратор Анна Акилова, преподаватель кафедры реставрации факультета истории искусства РГГУ, написала фреску с фигурой «Золотому лету» (Flavae Messi) из иллюстраций к «Гипнэротомахии».

Во время работы она рассказала о приемах
и выразительных средствах этой ренессансной техники.

Al fresco — живопись по сырой штукатурке чистыми минеральными пигментами. Изображение при этом становится частью стены. Когда оно высохнет и приобретет нежную матовую фактуру, художник может пройти по нему влажной краской — живопись al secco, по сухому. Так делал Микеланджело в Сикстинской капелле: процесс довольно реалистично показан в фильме «Муки и радости» (The Agony and the Extasy, США, 1965).

  • Сначала делается рисунок в размер фрески — на картоне или бумаге
  • Потом его контуры переносят на стену — продавливают стилусом или втирают сажу через пунктир проколотых отверстий (припорох)
  • По намеченным контурам обычно пишется синопия — композиционный эскиз всей сцены
  • Затем художник или его подмастерья быстро наносят на рисунок — синопию — слой штукатурки, который будет расписан за день, в на него — контуры изображения
  • И только после этого начинается однодневный марафон по заполнению каменного холста. Если что-то не вышло или не успелось до ночи — будет сбито и сделано заново.