ПЕЧАТНЫЕ ФРОНТИРЫ
Американские типографы XIX–XXI веков
Седьмая встреча семинара
«Золотая буква. Искусство книги»,
прошедшая 15 декабря 2024 онлайн.

На седьмом семинаре «Золотая буква. Искусство книги» мы встретились с двумя современными типографами, которые продолжают старинные традиции ручного набора сегодня и изучают историю печатного дела не только по книгам, но и на практике. От Ивана Гулькова услышали истории об американских странствующих печатниках, а от Руслана Князева узнали больше о движении частных книгопечатен private press.

I.

Бродячие типографы (tramp printers). Авантюристы печати XIX века


Вплоть до семидесятых годов двадцатого века, пока фотонабор

не разрушил старинный уклад типографий, по американским просторам бродило великое множество печатных бродяг (tramp printers) перебиваясь случайной работой, дрейфуя из города в город. Подобно русским офеням, эти странники были чудесными рассказчиками, много повидавшими на своём пути и умевшими увлекательно об этом поведать. Нередко печатники, бригадиры, редакторы газет засиживались до утра, слушая истории их жизни, новости, окрестные сплетни. Иван немного расскажет об их жизни, быте старых типографий фронтира —

и поделится парочкой таких историй.

Иван Гульков (Новосибирск / Сан-Франциско) — типограф, мастер высокой печати, словолитчик, переплетчик, владелец печатной студии Pillowface Press.

До недавнего времени типографское дело было одним из самых традиционных
и консервативных ремесел. Инструменты и приемы ручного набора, по сути,
не менялись целых пятьсот лет. Шрифты отливались вручную, каждая буква
и каждый пробел были физически осязаемы и несли отпечаток руки своего создателя. С приходом компьютеров все изменилось. Набор стал делом легким
и эфемерным: бесконечный выбор шрифтов, бесчисленные возможности верстки, ограниченные лишь воображением дизайнера. Но некоторым все еще близки старинные традиции. Их радует гармония строки, набранной вручную, и легкий след от давления металлических литер на бумаге. Им важны малейшие различия между оттисками, им нравится запах свежей типографской краски. Я пришел
в дизайн, влюбившись в компьютеры. А любовь к дизайну привела меня
к высокой печати.
— Иван Гульков

II.

Private Press: частные книгопечатни

в Северной Америке


Руслан рассказал о движении частных книгопечатен, которые

выпускают малотиражные рукотворные книги со вниманием

к материалу, набору и переплету. Мы рассмотрели феномен

private press c момента его зарождения в Англии конца XIX века

вплоть до современных издательств такого толка в США и Канаде.

Руслан Князев (Санкт-Петербург) — мастер ручного набора и высокой печати в издательстве «Редкая книга из Санкт-Петербурга», издатель («Князев и Мисюк»), преподаватель направления «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.