Как гравюры рассказывают истории

Очная лекция Ольги Субботиной «Как гравюры «рассказывают» истории? Повествовательные приемы в западноевропейской книжной графике

конца XV-XVI вв.» в пространстве PROGRAFIKA

16 сентября 2023

Могут ли изображения «рассказывать» истории? Если да, то как они это делают и насколько образное повествование сопоставимо с текстовым?

Мы обратились к западноевропейским мастерам книжной графики XV-XVI вв., которые иллюстрировали Библию, Вергилия, Овидия, Ариосто и др. Они опирались на богатую рукописную традицию, но одновременно изобретали новые визуальные приемы для построения сложной последовательности событий в печатной книге.
Используя технику ксилографии и резцовой гравюры в иллюстрациях, художники соединяли прошлое и будущее, трансформируя пространство. Они играли с масштабом предметов, персонажей и построек, предлагали зрителю детали-подсказки, позволяющие разгадать происходящее. Рассказ об этих повествовательных приемах будет сопровождаться показом гравюр из редких европейских иллюстрированных изданий XV-XVI вв.
Ольга Субботина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела редкой книги Библиотеки РАН, член экспертного совета Центра иконографических и визуальных исследований СIVIS. Закончила факультет теории истории искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Читала лекции по истории искусства, иконографии, искусству западноевропейской книги в РХГА им. Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербургской академии художеств. Участница международных и всероссийских конференциях, автор более 50 публикаций.
Центр иконографических и визуальных исследований (Сenter for Iconographic and Visual Studies, CIVIS) создан в рамках Фонда «Новое искусствознание», который работает в нескольких направлениях:

– Содействие научным исследованиям в области искусствознания
– Организация научных конференций, семинаров, круглых столов
– Издание научно-теоретического журнала «Новое искусствознание»
– Популяризация деятельности в сфере науки и искусства

Особое внимание в деятельности фонда уделяется развитию новейших теоретико-методологических стратегий интерпретаций искусства и поддержке научно-исследовательской активности молодых специалистов.