"ЗА ДЕЛО, ГОСПОДА! ЗА КАРТЫ!"
Печатные и гадательные традиции
игральных карт и Таро
Четвертая, завершающая встреча первого сезона семинара
«Золотая буква. Искусство книги», прошедшая 27 июня 2024
в Научной библиотеке РГГУ
с тремя спикерами.

Мы поговорили о красивом и таинственном – о том, как в старину вручную создавались колоды игральных карт, Таро и оракулы (и как это продолжают делать современные художники), а также о гадательных практиках, в которых используется этот уникальный печатный материал. Встреча была поделена на три части:

I. Магия печати. Традиционные печатные техники и карты Таро

Дана Макаридина, автор просветительского проекта о печатной графике и книжной культуре CUT, куратор издательского проекта LINOTAROT 22
и соорганизатор семинара «Золотая буква», раскрыла особенности различных печатных техник, которые традиционно использовались для тиражирования карт (ксилография, резцовая гравюра, офорт) и показала, как европейская печатная традиция карточной «малой графики» продолжается в современных авторских колодах. Были показаны примеры исторических колод и репринтов из коллекции Алексея Жбанова (Москва), книга об уникальной ксилографской игральной колоде Charta Lusoria Йоста Аммана (1588) и печатные колоды Линотаро22.
Из коллекции Алексея Жбанова
фото: Дана Макаридина
II. История гадательных карт и оракулов в Российской империи

Евгения Устинова, исследователь истории карт, создатель игральных карт и оракулов («Русский сказочный оракул И. Билибина», «Оракул Нива»), автор книги «Традиционные гадания на 52 игральных картах», рассказала о том, как в течение XIX века формировалась традиция гадания на картах в Российской империи. Мы рассмотрели использование популярных сборников для гаданий, гадания на игральных картах и специальных оракулах (Ленорман, Сведенборг, «Русская ворожея» и «Цыганка-гадальщица» 1880-х годов).

Евгения занимается изучением истории гадания на игральных картах и оракулах в Российской империи XIX века, поиском старинных книг и карт. Пишет статьи и заметки по истории картомантии в блоге Victorian Tarot, ведет телеграм-канал «Тройка мечей».
III. Гадательная практика

Рамиля Войтова, магистрант РГГУ (история искусства) и практикующий таролог, объяснила основные значения игральных карт (36) и карт Таро (78), о сходствах и различиях этих систем. Она сделала несколько раскладов и на конкретных примерах рассмотрела возможные сочетания и трактовки гадальных карт.
Карты – кусочки судьбы, а маленькие изображения на их картонной поверхности могут разворачиваться в целые литературные сюжеты. Весь роман Майринка "Голем" построен вокруг образа "Повешенного" – точнее, "Подвешенного" из старших арканов таро. Пиковая дама означает "тайную недоброжелательность" – в России, а в Германии самой зловещей мастью считались трефы. Преображения и культурные сшивки в этой теме бесконечны. "За дело, господа! За карты!" – не строчка Пушкина. Это реплика из "Пиковой дамы" композитора Петра Чайковского и либреттиста Модеста, его брата. Среди бесчисленных фантазийных мастей игральных карт была масть "книги" и даже "мацы" – кожаные подушки для набивания формы краской при печати.
Борис Соколов, профессор РГГУ,
автор проекта "Сады и время", соорганизатор семинара "Золотая буква"